Олег "Зеленый" Данилов (rumata) wrote,
Олег "Зеленый" Данилов
rumata

Category:
  • Mood:

Три ноль

Это заготовка к докладу к прошлогодней конференции i-СМИ в Питере. В ней присутствуют идеи, которые зародились у меня еще в SUP, потом дозрели в Снобе. Но это статья о том, что уже получилось, можно читать)

Теперь это выглядит так:

Ридус разрекламировал свою рекламу



Для вводной к теме достаточно вспомнить, каким образом строилась еще до совсем недавнего времени работа средств массовой информации. Горы информации к Магомету самостоятельно ходить отказывались, поэтому информагентства обрастали огромным штатом корреспондентов, репортеров, людей, исключительно занятых добычей информации для своего издания (data mining). Появление компьютеров и компьютерных сетей уже способстовало значительной реорганизации работы сми, а с возникновением web 2.0 сеть окончательно перевернула весь процесс.

Почему имеет смысл говорить об эволюции. Подобный взгляд на происходящее совершенно оправдан сегодня, после того как мы все стали свидетелями бурного развития социальных сетей и даже активного вовлечения их в медийную сферу.

Согласно эволюционной теории, новый вид сперва развивается в определенной среде, после чего начинает распространяться и захватывать доселе незанятые ареалы, всякий раз присособляясь к новым условиям в другой среде обитания. Когда крупные млекопитающие вернулись обратно в воду, чтобы занять там освободившееся от больших рептилий место, они заново отрастили себе плавники.

Примерно такое происходит с социальными сетями, которые имеют явную тенденцию к специализации. Если поначалу пользователи группировались внутри гигантских блогерских платформ, собираясь в их рамках в отдельные группы и сообщества по интересам, то с течением времени большинству таких изолятов перестало хватать общего функционала платформы.

Если появляются социальные сети для дизайнеров одежды, то они уже несут в себе многие черты настоящих интернет-магазинов с обязательными витринами и даже платежными системами. Одного только общения в рамках соцсети становится мало.

Это просто пример, на самом деле практически в любой сфере человеческой деятельности появляются социальные сети для меломанов, фотографов, пивоваров и т.д.

Конвергенция со средством массовой информации также лежит на поверхности, она даже уже произошла. Собственный наш проект Ридус, агентства гражданской журналистики, являет собой пример нового подхода к организации сми.

Перспективы взаимодействия традиционных и социальных медиа следует рассматривать сразу по трем направлениям: статус участника сообщества, реорганизация формата издания и конвергенция всех современных средств подачи информации. Сам вопрос о необходимости такого слияния можно уже не рассматривать, достаточно просто констатировать факт привлечения социальных сетей в роли общественных медиа, посредством чего традиционные сми стремятся обновить имидж за счет прироста постоянной аудитории весомых блогеров и вовлечения их в публичное и коммерческое пространство прессы.

Во-первых, современной прессе необходимо ориентироваться на развитие за счет максимально возможного повышения значимости рядового участника сообщества. По сути, каждый блогер сам является непосредственным информационным поводом и при достаточном рейтинге/индексе цитируемости/узнаваемости/авторитетности уже не нуждается в принципиально новостном подходе к публикуемой им информации. Это в корне меняет весь режим работы издания, особенно издания с собственной специализированной соцсетью.

Пример Раз.
Вася Пупкин ведет свой блог и сегодня написал туда что-то из воспоминаний своей матери о школе, в которой та училась. Вася Пупкин может это сделать, исходя из совершенно личных побуждений, необязательно к первому сентября или по случаю подписания нового закона об образовании. Он может услышать по радио любимую песню матери, потом через ряд ассоциаций в его мозгу это вызреет в конкретный пост, который он, может быть, задумывал год назад или вообще только придумал.

Зачастую популярность и интересность постинга обеспечивает не его эксклюзивность и свежесть в сети как источника данных о том или ином событии, а подход блогера, его оригинальные или, наоборот, банальные мысли, его позиция по отношению к происходящему и мировоззрение как таковое. Именно такие публикации формируют дискуссионное поле, в рамках которого образуются разного рода фракции, интеллектуальная оппозиция, а также сторонники, разделяющие мнение автора в частности или в целом.

Экспертные блоги и блоги знаменитостей являются частным случаем проявления этого закона, так как известные люди уже имеют собственный пул сторонников и противников, которые с готовностью потянутся за ними в сообщество. Но основная задача стоит шире: обеспечить рядовому пользователю возможность роста в рамках сообщества до любого приемлемого уровня авторитетности. Воплощение данного подхода дает ощутимый прирост числа посетителей и продолжит в дальнейшем выражаться в росте посещаемости.

Во-вторых, потребуется существенная переработка формата издания, чтобы обеспечить возможность размещения в нем самого разнообразного контента с привлечением доступных в современной сети технологий, например, вплоть до видеоблогов и подкастов. Техническая сторона производства контента должна быть простой, но ориентированной на желания самих пользователей. Если человеку достаточно публикации собственных фотографий, он будет довольствоваться этим, но у него должна быть возможность при желании переходить к публикациям другого формата. Это то самое, чему конвенциональная пресса может научить тех же фотоблогеров, стремящихся делать собственные репортажи.

И самое важное, это обязательность реакции на опубликованное. Нередко обсуждение материала становится значимее самой статьи или новостной заметки. По сути дела, современный редактор становится не просто работником сми, но и непосредственно членом пользовательского сообщества с дополнительными функциями модератора. И уже от модераторского умения, а не журналистского, зависит успешность его работы с аудиторией.

Пример Два.
Вася Пупкин приходит в комментарии к популярному посту про отдыхающих в Германии россиян и рассказывает не менее увлекательную историю из собственного опыта встречи с немцами где-нибудь на Байкале. С параллелями или без, с перпендикулярами или без, вероятно, просто с другой точки зрения на инфоповод.

В-третьих, у социальных сетей удобные инструменты объединения контента в рамках тегирования, а также сюжетная организация материалов. Последовательное и тематическое обобщение материалов способствует существенному росту посещаемости сайта.

Пример Три.
Любое общественно значимое место или событие будет привлекать к себе внимание блогеров неоднократно. Если по примеру "Синих ведерок" или "Страны без глупостей" создавать и вести регулярно какое-то минисми с понятными целями и правилами, оно легко прирастает новыми сторонниками и уж точно привлекает новых читателей.

В заключение добавлю, что помимо определенных общей стратегией направлений развития и продвижения интернет-издания, сопряженного с соцсетью, потребуется максимальное расширение охвата аудитории за счет распространения тематики публикаций во все доступные сферы жизни и интересные для пользователей темы - от просветительских до lifestyle и lifehack. Этот персонифицированный подход в принципе отсутствует у обычных сми, если они не специализируются именно на такой сфере деятельности.

Описанные три направления вместе с расширением контекстуальной составляющей являются определяющими в дальнейшем развитии сми в целях его успешной социализации и, соответственно, коммерциализации.

Редакционно-модераторская работа должна быть максимально переориентирована на повышенное взаимодействие с пользователями. Для этого, кроме улучшения качества публикуемых материалов, необходимо по максимуму задействовать в процессе развития сообщества самих пользователей. Это самый перспективный и принципиально выгодный для сми путь. Конкурсы, опросы, комиксы, графика, тесты самого разного вида и уровня качественно повышают интересность контента для сообщества пользователей.

Медийная сторона, кроме реформирования технической стороны представления контента, нуждается еще и во вливании "свежей крови", опять-таки при максимальном упоре на выгоду для каждого отдельного блогера. Можно перейти к созданию полезного контента с рекомендациями для блогеров, начиная от технологических наработок и популярного разъяснения принципов блогинга до конкретных изложений существующего опыта ведения онлайновых дневников на примере раскрутки популярных лидеров рейтинга, вероятно, с привлечением самих экспертов в данном вопросе. Для этого точно можно привлекать как самих пользователей, так и устраивать редакторско-модераторские ликбезы. Школа блогинга - это реальный и перспективный ход, который сделает сообщество еще значимее для пользователей.

Требуется довести до ума имеющиеся средства организации контента, особенно сюжетные и теговые направляющие, которые в перспективе обеспечат недюжинный прирост аудитории. Продуманная организация тегов и их дальнейшая проработка и коммерциализация позволят иметь сколь угодно много медиа, что называется, по цене одного. Такие методы вывода контента обретают исключительную собственную ценность и даже самостоятельность, нередко привлекая совсем сторонних посетителей и даже производителей.
Tags: me, интернет, работа, сми
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments